Благотворительность России
Вход на сайт
Имя пользователя :
Пароль :

 Чужой компьютер

 

Восстановление пароля
    Благотворительность » История благотворительности » Специализированные учебные заведения для детей-инвалидов


Фонд помощи детям больным раком
К числу наиболее обездоленных людей во все времена принадлежали прежде всего инвалиды детства. В ранние эпохи человеческой истории эти несчастные чаще всего обрекались на скорую гибель. В России XIX -начала XX века проблема детей-инвалидов — глухонемых, слепых, умственно отсталых — также стояла достаточно остро.

Еще в 1806 году в Павловске было основано училище для глухонемых детей. С 1820 года оно располагалось в Петербурге на Гороховой улице. Как писал А. Панков, „чтобы судить, насколько преподавание ... шло успешно ... достаточно привести следующий пример. В июне 1867 года училище глухонемых в Санкт-Петербурге посетил президент Вашингтонской коллегии для глухонемых Г. Галлоде... Перед приездом своим в Санкт-Петербург, Галлоде успел посетить десять европейских государств и осмотреть тридцать семь институтов... Галлоде впоследствии прислал ... свой отзыв об этом училище. (Он] заявил, что, по его мнению, нигде в Европе не воспитывают глухонемых так добросовестно и успешно, как в Санкт-Петербургском училище". В своем отчете Галлоде коснулся и метода обучения в Петербургском училище: „меня, без преувеличения, приводило в удивление то, что большая часть воспитанников могли произносить слова, которые ... были особенно трудны, и что столь многие из них читали и очень свободно подражали произношению слов, которые говорил им директор, тогда как эти слова содержали много согласных шипящих и зубных звуков, самых трудных для глухого человека"... Американский гость также отметил, что „помещение института весьма приспособлено и хорошо расположено. Здание красиво, а внутреннее устройство превосходит виденное мною в Европе и лучше того, что я мог заметить в Америке".

Недалеко от города, в деревне Мурзинка, была расположена еще одна школа для глухонемых, Мариинская, тоже благотворительная.

Одним из основателей призрения слепых в России был К. К. Грот. Алек-сандро-Мариинское училище слепых, открытое в 1883 году на частные пожертвования, давало возможность слепым детям найти себе в жизни занятие. Здесь могли обучаться 120 детей в двух приготовительных классах, в трех общеобразовательных и одном классе ремесленного отделения. Доктор М. Рейх писал, что „в приготовительном отделении маленькие девочки и мальчики обучаются ... по системе Фребеля, применяемой в детских садах: постройки, работы горошинками и бусами, плетение, моделирование из глины, вышивание и проч. — всем этим слепые дети занимаются так же, как и зрячие, и с большим успехом... После подготовительного учения воспитанники обучаются чтению и письму, затем изучают Закон Божий и общеобразовательные предметы: грамматику, русский язык, арифметику, историю, географию, рисование, пение, музыку... В ремесленном отделении слепых обучают (зрячие и слепые) различным ремеслам: плетению веревок, жгутов, матов, ковров, корзин, щеточному мастерству, настройке музыкальных инструментов и даже массажу — таким ремеслам, которые могут в будущем доставлять слепому известный заработок". В библиотеке училища было более 4000 рельефных книг. Для учеников устраивались летние экскурсии и прогулки по окрестностям Петербурга, домашние концерты, чтение литературных произведений воспитателями; были в саду училища качели, гимнастические снаряды; зимой дети катались с ледяных гор и бегали на коньках. Также воспитанники училища посещали оперу.

Еще одно замечательное петербургское специализированное учебное заведение — Приют для детей идиотов и эпилептиков при Братстве во имя Царицы Небесной. Возник этот приют благодаря своеобразному „знаку свыше". В 1890 году в Петербурге произошло чудесное исцеление больного эпилепсией, умирающего мальчика Николая Грачева. Он был сиротой, жил с сестрой, очень тяжело болел и в конце ноября его „напутствовали в вечную жизнь" — надежды на излечение не оставалось. Но явившаяся ему во сне Царица Небесная сказала: „Николай, поезжай в часовню, где упали монеты. Шестого декабря ты исцелишься...". И чудо действительно произошло. «В часовне, куда его внесли на руках и положили перед Святой иконой, припадок возобновился. Во время чтения Евангелия конвульсии стали ослабевать, больной пришел в сознание, но был так слаб, что казался умирающим; сама сестра по ее словам, в эти минуты молилась не об исцелении или уменьшении страданий брата, а только о продлении его жизни еще на один час, чтобы живого довезти обратно до дома. Запели кондак „не имамы иныя помощи". Чужие люди подняли больного недвижимого отрока и приложили его к Чудотворному образу Богоматери; лишь только болящий отрок приложился к Св. Иконе, как почувствовал себя здоровым, крепким: перекрестился, подошел к священнику, вновь перекрестился, приложился к Св. Кресту и отошел, чтобы не задерживать молящихся. Сестра хотела поддержать его, но он отстранил ее, сказав: „Не надо, Катя, не держи меня, благодари Бога, я исцелен"».

Это событие получило в городе широкую известность, и настоятель Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий увидел в этом указание Царицы Небесной „прийти на помощь детям, подобным исцеленному Николаю Грачеву". Сам Николай стал впоследствии иеромонахом Сергиевой Пустыни и настоятелем приютского храма во имя Царицы Небесной. „Сестра исцеленного, получив благословение от старца, ... стала ухаживать за больными детьми, посвящая все силы этому делу, состоя впоследствии начальницей в приюте".

В приюте были собраны „самые несчастные, отверженные дети, составляющие, страшно сказать, обузу и чуть ли не проклятие своих родителей: дети идиоты, эпилептики, припадочные и отсталые", которых пытались хоть как-то научить жить в обществе. При приюте возникла первая в России школа для отсталых детей.

Заведующая приютом Е. К. Грачева ездила в Швецию, где „особенно хорошо поставлен ручной труд и так много сделано для отсталых детей и калек". Там были куплены „ткацкие станки, коллекции для обучения столярному мастерству, образцы слойд (изделия мелких вещей из дерева для детей младшего возраста) и несколько моделей новых рукоделий".

В деле создания специализированных учебных заведений для детей, родившихся инвалидами, Россия в начале XX века занимала одно из передовых мест в мире.

При подготовке статьи, кроме названных в тексте, использованы материалы из изданий: А. Панков „Жизнь и труды принца Петра Георгиевича Ольденбургского" (СПб., 1885); И. Рейх „Что делает мир для улучшения участи слепых" (СПб.. 1901); „Из жизни Братства во имя Царицы Небесной за 1903 год" (СПб., 1904); „Земное дело Царицы Небесной" (СПб., 1907); „50-летие IV отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии" (по поручению начальства составил И. Селезнев) (СПб., [1878]).
 
Опека г. Касимова